Кованые заборы дворянских усадеб
Старинная русская усадьба – это раскидистые сады со сладкими яблонями, залитые солнцем террасы и, конечно же, изящные кованые ограды, вносящие свою лепту в декор дворянского дома. Можно привести сотни тому примеров, обратив взор на любой музей, выполненный по типу дворцово-паркового ансамбля.
Такие композиции включают живописные парки и животрепещущие фонтаны, изысканные скульптуры и красочные пруды, созданную по дворянскому заказу кованую мебель для сада и, конечно же, кованые заборы, изготовленные в лучших кузнецах талантливыми мастерами.
Соблюдая традиции художественной ковки, пришедшие к нам с тех времен, наша мастерская создает настоящие произведения садово-паркового искусства. Каждое изделие наполняет комфортом ваше жилище, возобновляя давно утраченную связь поколений. Ведь кованые заборы являются нечто большим, чем защитное сооружение, чем-то прекрасным и неповторимым в своем роде.
Пик строительства русских усадеб на наших землях пришелся на 18 век, когда дома начали дополнять и украшать в соответствии с новыми канонами и стандартами. Именно это столетие ознаменовалось указом Петра III, который издал манифест о необязательной военной службе дворян. Второе по значимости событие – покупка земли была позволена исключительно императорской семье и дворянской знати. Подобные предпосылки послужили началом новой эпохи в садово-парковом ансамбле, который только укрепил позиции при царствовании Екатерины II, закрепившей высокий статус и положение дворянства.
Не зря правление императрицы величалось «золотым веком русского дворянства». Благодаря большому вкладу в формирование русских усадеб со стороны императоров России, сейчас на всей территории страны мы можем наблюдать прекрасные образцы роскошных парковых комплексов, выполненных по заказам талантливых и знаменитых на всю Европу зодчих. Особый статус получила и художественная ковка, которой украшали ограды усадеб – изысканные заборы из металла стали показателем высокого статуса своего владельца, в придачу надежно защищая его владения.
К прискорбию, трагические события 20 века оставили свой отпечаток на культурном достоянии России, стерев с лица Земли замечательные памятники паркового искусства. Обо всем великолепии художественных оград теперь можно судить только из воспоминаний живших тогда современников. Многие изделия тогда уничтожались без жалости, что уж говорить о заборах, которые просто отправляли на переплавку.
Однако вспомните Орловские усадьбы… Имение И. С. Тургенева и Ф. И. Тютчева, при виде которых захватывает дух, и вас охватывает поток бурных эмоций. Великолепные произведения паркового искусства, смело конкурирующие с европейскими образцами. Кованые заборы внутри городских стен ждала более учтивая судьба. Буквально недавно ограда Шереметьевского дворца была отреставрирована, получив второе дыхание. Работы длились достаточно долгое время – с конца 2008 года, когда состояние металлических решеток было критическим. Из-за сильных временных повреждений реставраторы занялись не только оградой из металла, но и цоколем из гранита, провести работы по укреплению фундамента. Результат не заставил себя ждать: изящная ограда, декорированная элементами из бронзы, производит незабываемое впечатление. Все потому, что некоторые детали на гербе Шереметьевых были потеряны в прошлом веке, речь идет о короне над щитом, лапах и хвостах короля животных, а также ленте, хранящей надпись-девиз знатного рода.
Умелые мастера восстановили былой облик великого герба, ныне возвышающегося на главных воротах усадьбы. На воротных столбах также восстановили фонари из бронзы, придающие внешнему убранству парка особые нотки шика.
Савва Чевакинский и Федор Аргунов – выдающиеся архитекторы 18 века, приложили руки к созданию в 1750 годах Фонтанного двора, выполнив архитектуру на барочный манер. Ни для кого не секрет, что строительство дворца велось по чертежам Бартоломео Растрелли – итальянского архитектора. Спустя полстолетия архитектурный ансамблю был дополнен кованой оградой из чугунного литья. До этого момента полная реставрация ворот была проведена более сто лет назад.
Сегодня культурное наследие возрождается по мере своего признания. Русские усадьбы, разбросанные по берегам рек и просторных полей, реставрируются и открывают для нас новые горизонты искусства художественной ковки. Возможно, совсем скоро техника ковки перейдет на следующий уровень, преобразив строящиеся сейчас ограды изысканными и роскошными элементами.