Художественная ковка
Обрабатывать металл методом ковки человек научился давно. Первыми её применили кельты. Они декорировали личное боевое оружие, кухонную утварь и элементы обихода. Музеи гордятся сохранившимися предметами ушедшей эпохи: красивым оружием, доспехами, неповторимыми кубками. А ведь они изготовлены тысячи лет назад!
Эра ранней Московской Руси отмечена появлением русского кузнечного мастерства. Его апогей приходится на 15-17 вв. Кузнецы-мастера того времени обладали бескрайним воображением. В их руках фрагмент металла магическим образом превращался в неповторимое, кованое произведение искусства. Непревзойдённой, удивительной красотой сохранившихся предметов тех времён можно насладиться не только музее, пройдитесь по историческим улицам Москвы, какое ажурное, лёгкое великолепие застывшего металла в кованый балконах, оградах, и решетках!
В 17-18 вв. у художественной ручной ковки появился «конкурент» – чугунное литьё. Но до начала 20 века мастера поддерживали и распространяли традиции кузнечного дела.
Однако время берёт своё. Даже на смену «прогрессивному» чугунному литью в 20 веке пришли новые технологии. Они изменили процессы создания кованых изделий из металла.
Современная художественная ковка вобрала в себя элементы минимализма. Широко используется сварка для соединения элементов конструкции. Промышленность наладила выпуск штамповочной продукции.
Время показало, что художественные кованые предметы обладают прочностью, надёжностью. В них навсегда застыла индивидуальность, пронизанная рукотворным изяществом.
И мастера нашего времени владеют оригинальными приёмами, оставленными кузнецами прошлых эпох. Они изящно соединяют современные технологии окраски, противокоррозионных покрытий с наработками прошлого. Мастера научились с помощью патины придавать изделиям из металла эффект старины. Кузнецы-умельцы создают кованые изделия в разнообразных формах, стилях от эпохи Возрождения до минимализма, авангарда.
Виды художественной ковки.
Существует два вида ковки – холодная, горячая. Первой пользуются при изготовлении драгоценностей. Элементы декора, архитектуры, мебели изготавливаются методом горячей обработки.
Основное сырьё при производстве – это латунь, медь, железо, сталь. Сначала металл разогревается в открытом горне. Ковка производится на двух- или однорогих наковальнях, или безрогих. Художественная обработка нуждается в особом инструменте. Кузнец обязан управляться с ним в совершенстве. Незаменимы подручные инструменты – зубила, кувалды, специальные клещи, наконечники, подбойки, ручники, скруглённые молотки. Необходимы плиты: гвоздильные, формовальные, пробойные, правильные. Для доведения изделия до совершенства, под рукой у мастера должен быть инструмент для разгонки, чеканки, рифления, зернения. Изящная, ручная работа требует резцов, напильников, штампов. Доведение изделия до филигранности производится только вручную.
Процесс изготовления кованых изделий
Подготавливается «картон» – рисунок будущего предмета в натуральный размер. На его основе создаются «кондукторы», которые повторяют пластику элементов. Они служат для оковки деталей. Штампы делаются для однотипных частей. После изготавливаются детали, которые подвергаются ручной обработке. Надёжность конструкции обеспечивает монтаж с помощью пайки, клёпки, сварки. Поверхность готовой вещи зачищают, грунтуют и покрывают краской. Чаще используют краску-грунт, чем двухкомпонентный состав.
Кованые изделия как украсить эмалью?
Высокое качество, непревзойдённый красивый вид придаёт кованому предмету цветная глазурь. Ею заполняют углубления в металле. Оригинальная техника эмалирования широко использовалась на Руси задолго да нашествия монголо-татар.
Перед покрытием эмалью в предмете проделываются выемки. Для этого используются зубило, штихель. Или применяются кислота, высверливание, чеканка. При использовании прозрачных эмалей место покрытия обрабатывают до зеркального блеска. В противном случае дно выемки оставляют шероховатым.
Измельчают глазурь в ступе до состояния порошка. Величина гранул должна быть одинаковой. Для вымывания возникшей пыли используют воду. Затем глазурь разбавляют водой и помещают на углубление в металле. Обработанный предмет оставляется на время, пока не просохнет порошок. После изделие помещают в печь обжига с температурой от 600 до 800 °С. Если процесс обжигания происходит на открытом пламени, то предмет следует прогреть с обеих сторон.
Как только эмаль покраснеет, то изделие следует остудить. Далее вещь шлифуют, промывают. Через день глазурь вновь подвергают обжигу, чтобы исключить шероховатость поверхности после шлифовки. Если потребуется отбеливание, то используют квас, серную кислоту, сок клюквы.
Изделия с просветами требуют иного подхода. В ажурных оконных решётках, абажурах, фонарях используют оконную эмаль, цветные стёкла. Эмалевой массой определённой консистенции заполняются нужные просветы. Затем сушка. Обжиг. Эмаль становится прозрачной, крепко сплавляется с металлической поверхностью.
Эмалированный предмет акцентирует неповторимость интерьера. Восхищение гостей гарантировано!